Кереньи


Кереньи
, Йенё (Kerenyi, Jeno) 1908, Будапешт — 1975, Будапешт. Венгерский скульптор. Учился в Художественном институте в Будапеште (1931—1937). После его окончания получил стипендию на годичное пребывание в Риме (1937—1938). Кереньи работал в различных жанрах и видах скульптуры. Начав с создания небольших статуэток, он вскоре занялся монументальными произведениями — памятниками, декоративными статуями, рельефами, включенными в архитектурную среду. Есть у него и очень выразительные портретные медали, но совсем нет станковых портретов. Мастера явно интересовал не индивидуальный характер, не конкретный человек, а обобщенный образ, отражающий более широкое представление о том или ином явлении. Отталкиваясь от классической школы, Кереньи ищет повышенной эмоциональной выразительности композиции, которую достигает посредством свободной экспрессивной моделировки формы, динамики поз и жестов, живописной фактуры. Его ранние работы отображают повседневную жизнь, но их решение далеко не буднично и приземленно. Показательна небольшая группа С работы домой (1938, Будапешт, Венгерская нац. галерея). В изображении крестьянской пары доминирует мотив движения: мужчина и женщина с лопатой и тяпкой в руках широким шагом направляются домой. Монолитность и некоторая тяжеловесность фигур сочетаются с динамичностью композиции. В первые послевоенные годы скульптор продолжает создавать динамичные композиции. Известна его трехфигурная группа Демонстрация (1953, Будапешт, Венгерская нац. галерея). Ее вариант в увеличенном и несколько измененном виде был впоследствии поставлен на территории Народного стадиона в Будапеште. Радостное возбуждение молодых демонстрантов передано с помощью свободного разворота фигур, динамики шага, размаха рук. Пластика форм далека от классической, но убедительна и полнокровна. В последующих произведениях Кереньи нарастает стремление к повышенной экспрессии образа при отказе от внешнего движения. В Надгробном памятнике Т. Чонтвари, самобытному венгерскому художнику-примитивисту (1965, Будапешт, кладбище Керепеши), мастер создал вдохновенный образ живописца. Его стоящая фигура представлена с палитрой и кистью в руках. Кереньи не стремится к портретной достоверности. Перед зрителем — обобщенный образ творческой личности. В манере лепки с ее бугристой неровной поверхностью скульптор уподобляется живописцу, налагающему пастозные мазки краски на полотно. В эти же годы мастер активно работает над декоративной скульптурой, призванной украсить и обогатить пространство. Персонажами его скульптур становятся мифологические герои: Легенда, или Аллегория Тихани (1962, Тихань), Гигиея (1961—1962, Веспрем). В первом случае сидящая фигура Пана со свирелью в руках, помещенная на каменных столбах постамента, органично вписывается в природный ландшафт возле озера Балатон. Во втором — статуя богини здоровья изображена у входа в здание фармацевтического центра города Веспрем. Ее несколько архаизированный облик, пластичные формы заметно облагораживают скучную кирпичную стену современного архитектурного сооружения. В последние годы жизни в творчестве Кереньи нарастают черты драматизма. Это сказывается и в выборе тем: Голгофа (1972), Данте и Вергилий в аду (1974, обе — частное собрание). Приемы лепки становятся еще более обобщенными и экспрессивными. Фигуры утяжеляются, их угловатость и напряженность усиливаются. Мир предстает в работах мастера все более сложным и противоречивым. Помимо вышеназванных монументальных произведений, Кереньи выполнил еще несколько крупных памятников по государственным заказам: партизанам для г. Шаторайяуйхей (1947), советскому парламентеру Остапенко в Будапеште (1951), Венгерской советской республике в г. Надьканижа (1963), а также рельефные композиции для архитектурных сооружений: вокзала в г. Дьёр (1955) и Медицинского университета в Будапеште (1965).
Лит.: Светлов И. Йенё Кереньи. М., 1968; Йенё Кереньи: Каталог выставки / Авт. вступ. ст. Г. Э. Погань. М., 1980.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Кереньи" в других словарях:

  • Кереньи Енё —         (Kerenyi) (1908 1975), венгерский скульптор. Учился в АХ в Будапеште (1931 37). Произведения Кереньи (памятник советскому парламентёру Остапенко в Будапеште, 1951; скульптурная группа Демонстранты , 1953; рельефный фриз на фасаде вокзала… …   Художественная энциклопедия

  • Кереньи — Кереньи, Карл Карл Кереньи Карл Кереньи (венг. Károly Kerényi, 19 января 1897, Тимишоара, Австро Венгрия  14 апреля 1973, Кильхберг, Швейцария)  …   Википедия

  • Кереньи К. — Карл Кереньи Карл Кереньи (венг. Károly Kerényi, 19 января 1897, Тимишоара, Австро Венгрия  14 апреля 1973, Кильхберг, Швейцария)  венгерский и швейцарский филолог классик, религиовед. Содержание …   Википедия

  • Кереньи — (Kerényi)         Йенё (р. 20.11.1908, Будапешт), венгерский скульптор, заслуженный художник ВНР. Учился в АХ в Будапеште (1931 37). Автор произведений монументально декоративной скульптуры (памятник советскому парламентёру Остапенко в Будапеште …   Большая советская энциклопедия

  • Кереньи Д. —         (Kerenyi) Дьёрдь (р. 9 III 1902, Чорна) венг. музыковед и фольклорист. В 1925 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у З. Кодая. Ред. журн. Йnekszу (1933 1950), Йneklц ifjъsбg (1941 49). В 1934 40… …   Музыкальная энциклопедия

  • КЕРЕНЬИ (Kerenyi) Ене — (1908 75) венгерский скульптор. Произведениям Кереньи (памятник советскому парламентеру Остапенко в Будапеште, 1951; группа Демонстранты , 1953) присущи жизнеутверждающая сила и экспрессия образов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кереньи Йенё — Кереньи (Kerényi) Йенё (р. 20.11.1908, Будапешт), венгерский скульптор, заслуженный художник ВНР. Учился в АХ в Будапеште (1931‒37). Автор произведений монументально декоративной скульптуры (памятник советскому парламентёру Остапенко в Будапеште …   Большая советская энциклопедия

  • КЕРЕНЬИ Ене — КЕРЕНЬИ (Kerenyi) Ене (1908 1975), венгерский скульптор. Произведениям Кереньи (памятник советскому парламентеру Остапенко в Будапеште, 1951; группа «Демонстранты», 1953) присущи жизнеутверждающая сила и экспрессия образов …   Энциклопедический словарь

  • Кереньи Карл — Карл Кереньи Карл Кереньи (венг. Károly Kerényi, 19 января 1897, Тимишоара, Австро Венгрия  14 апреля 1973, Кильхберг, Швейцария)  венгерский и швейцарский филолог классик, религиовед. Содержание …   Википедия

  • Кереньи, Карл — Карл Кереньи Карл Кереньи (венг. Károly Kerényi; 19 января 1897( …   Википедия

Книги

  • Четыре тома. Том 4. Moralia, Ольга Седакова. В заключительный том четырехтомного издания избранных работ Ольги Седаковой вошли эссе на моральные, философские и богословские темы. Вопреки тенденции к замыканию в узкие специализации,… Подробнее  Купить за 988 руб
  • Прогрессивная скульптура XX века, С. Валериус. Книга посвящена исследованию прогрессивной скульптуры XX в. Рассматривая и обобщая обширный материал творчества ваятелей разных стран, автор раскрывает диалектический процесс развития… Подробнее  Купить за 450 руб
  • Том 4. Moralia, Ольга Седакова. В заключительный том четырехтомного издания избранных работ Ольги Седаковой вошли эссе на моральные, философские и богословские темы. Вопреки тенденции к замыканию в узкие специализации,… Подробнее  Купить за 229 руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.